Новый год в России – это самый чУдный и самый чуднОй праздник. Он возвращает нас в детство, дарит ощущение волшебства, магии, веры в будущее, лучшее и небывалое!
Но ни у нас, ни в других странах нет такого странного, одновременно традиционного и изменчивого, привычного и неожиданного праздника, который появился из смешения языческих, православных традиций, а также календарной путаницы.
Начнем с ответа на вопрос: «Сколько раз отмечают Новый год в России.» В данный исторический момент Нового года у нас целых три: просто Новый год, Старый, а в последние, где-то четверть века, еще и китайский. Его еще называют — Новый год по восточному календарю. И это не первые в российской истории новогодние превращения.
В дохристианскую эпоху русичи встречали новый год весной, в день весеннего равноденствия, что естественно для народа земледельцев. Весна перебарывает Зиму, Солнце и Жизнь – Тьму и Смерть, надо отметить это праздником, поддержав Ярилу-Солнце песнями, кострами, хороводами.
С приходом христианства встреча нового года переместилась на 1 сентября согласно византийской традиции, ведь именно в этот день Господь начал сотворение мира. Летоисчисление шло, соответственно, также от сотворения мира. По этому календарю мы бы уже давно встретили 7524 год. Отмечался этот день большим торжественным молебном, каких-то особых народных обрядов к этому дню не приурочили. Еще вовсю кипели сельскохозяйственные работы, подготовка к зиме – не до праздников особо, помолился – и опять весь в работу!
Первый Новый год в нынешнем его виде начали отмечать по специальному указу Петра I. Сим монаршим повелением вводилось летосчисление по европейскому образцу – от рождества Христова. Новый отсчет времени был запущен 1 января 1700 года.
По православной традиции как раз в ночь с 31 декабря на 1 января праздновался Васильев вечер – канун дня памяти святого Василия Великого, который отмечался на 8 день от Рождества Христова.
В народной традиции Васильев вечер знаменовался обильным угощением, настоящим пиром, главным блюдом на котором был жареный поросенок – символ плодовитости скота, плодородия вообще и изобилия в грядущем земледельческом году.
Вообще в Васильев вечер на стол ставили все лучшее и сытное: пироги, сало, колбасы и т.п., включая ритуальные поминальные блины и кутью – чисто языческий мотив, обращение за поддержкой к духам предков. Пить на Василия разрешалось обильно и сладко – пиво, вино, медовуху, взвары из ягод на меду. И одеваться надо было непременно в самое лучшее, новое, до того еще ненадеванное. И еще, на Василия старались никому не давать в долг, иначе весь год деньги из рук уплывать будут, зато получить прибыль считалось хорошей приметой – год, значит, будет прибыльный!
Вполне себе языческая симпатическая магия: в новом «красном» (красивом) платье веселиться, есть сытно, пить сладко, тугой мошной звенеть – тогда и весь год таким же будет! Не правда ли, как похоже на привычное нам: «Как Новый год встретишь, так его и проведешь!».
По указу Петра I Новый год стали отмечать еще и шумными гуляниями, фейерверками. В Москве, Петербурге и крупных городах, где стояли военные гарнизоны, в полночь стреляли пушки, и тут же начинали звонить колокола во всех храмах, как знак наступления нового года.
Петр I попытался также по немецкой традиции ввести украшение домов и площадей ветками хвойных деревьев, но в русской символике ель была связана с похоронным обрядом, со смертью, так что европейский обычай ставить в доме украшенное хвойное дерево среди русских на тот момент не привился.
В дома ель вошла только в начале XIX века. Мода ставить в доме на рождество ель пошла от столичных немцев, цариц и великих княжон немецких кровей, которые устраивали встречу Рождества по привычному им манеру. Но к середине века обычай наряжать вечнозеленое деревце сластями и игрушками, танцевать вокруг него, складывать у подножия подарки распространился уже повсеместно. Стояла елочка в домах с рождества и до крещенья все святки, в том числе и в новогодний Васильев вечер.
Надо ли говорить, что после революции рождественская елочка вместе с самим праздником и прочими «пережитками старого мира» была отправлена «на свалку истории», как казалось, навечно.
В 1918 года был введен Григорианский календарь, сдвинувший все даты на 14 дней, а Православная церковь продолжала (и продолжает) существовать в измерении Юлианского календаря. Так для людей верующих Новый год и рождество поменялись местами. Новогодний праздник оказался посредине строжайшего предрождественского поста. Все рождественские гуляния и символы, вроде елки и подарков, жестко преследовались, как «поповский обычай» и прочая «религиозная пропаганда».
Но в 1935 году елка вернулась, очередным Высочайшим Указом, но теперь Верховного Совета сделавшись атрибутом уже не рождества, а Нового года. Веселый праздник с елкой, украшенной моделями комбайнов, аэропланов, флагами и красными пролетарскими звездами, шарами с портретами членов Политбюро, с Дедом Морозом и Снегурочкой стал символом нового, счастливого советского детства.
Кстати, Снегурочка – явление совершенно уникальное, ни в какой другой стране, ни в каком новогоднем или рождественском обряде подобного женского персонажа не существует. Но свой Новый год мы без этой веселой и романтичной внучки Деда Мороза уже не представляем.
А потом появилось телевидение, а вслед за ним и новые новогодние традиции: залп шампанского под бой курантов, салат «Оливье», обильный стол, песни хором и пляски до утра. «Карнавальную ночь» сменила «Ирония судьбы», взамен поздравления советского народа Генеральным Секретарем КПСС в полночь зазвучало поздравление российского народа Президентом.
Нет числа новогодним чудесам и превращениям! Мы надеваем новые платья и накрываем обильный стол, точно, как на Васильев вечер, хотя место обязательного поросенка занял непременный «оливье» и «селедка под шубой». Немецкая елочка давно уже обрусела, а Святой Николай поменял имя на Деда Мороза, надел длинную шубу вместо короткого кафтана, нашел себе внучку Снегурочку, но все также разносит подарки.
Мы веселимся, жжем костры, катаемся с гор, ходим среди ночи в гости, как и положено на святках, пускаем фейерверки точно по указу Петра I. И, будто мало нам собственных ритуалов, непременно интересуемся — а какой нынче год будет у китайцев, чтобы уже по восточной традиции подобрать цвет платья.
Но как бы ни менялись календари и моды, главное остается неизменным: встретить Новый год обильно, вкусно, сытно, весело, щедро и радостно, среди друзей, любимых и близких, и загадать желание, пока бьют куранты!
Потому что со времен наших далеких предков главная примета в эту волшебную ночь доселе остается неизменной: как Новый год встретишь, так его и проведешь!
Больше про то как отмечают Новый год в России — история и традиции, как и сколько раз отмечают и про то, сколько Новых годов в России смотрите в цикле видео от Агния Огонек.