Щедрый вечер - традиции и история

Щедрый вечер или Маланья зимняя — традиции и история праздника


Во многих календарных обрядах восточных славян наряду с христианскими традициями можно рассмотреть гораздо более глубокие и древние корни. Особенно это характерно для праздников, которые берут свое начало от наших предков земледельцев. Именно к таким относится Щедрый вечер, который в христианской традиции называют днем памяти преподобной Маланьи. Отмечают этот праздник 13 января, накануне старого Нового года. В украинской традиции праздник зовется Щедрый вечер, Щедрик, Щедрец, Маланка, белорусской Шчодрык, сербской Сировари, болгарской Сурваки, русской Васильев вечер. Наряду с христианскими традициями и обрядами, праздник включают в себя целое созвездие образов и ритуалов древнейших земледельческих культов плодородия и почитания предков. До настоящего времени наиболее полно сохранились традиции его празднования на Буковине, Галичине и Полесье. Для земледельца, сама жизнь которого зависит от щедрости урожая, обращение за покровительством и помощью к силам природы, к духам предков – это не просто развлечение с песнями и плясками, а в буквальном смысле вопрос выживания.

День накануне старого Нового года (дня Василия) в православных святцах посвящен почитанию преподобной Мелании Римляныни – святой, прославившейся своей щедростью и милосердием. Ее память не позволяет в этот день скупиться на угощения всем званым и незваным гостям.

А угощение должно быть обильным, сытным, с большим количеством скоромных блюд. И на почетном месте непременно ставилась каша из цельных зерен пшеницы или риса – кутья или сочиво. Но, в отличие от голодной кутьи на Сочельник, ее варили на молоке с маслом и потому называли Богатой. В некоторых местностях Щедрый вечер именовали по главному угощению: Богатая кутья, Жирная кутья, Шчодрая куцця, Багатая куцця и т.п. За вечерней трапезой малые дети набирали своими ложками самые лакомые кусочки, а потом выносили в миске на улицу, прокричав в приоткрытую дверь приглашение Морозу принять угощение, не гневаться, послать «легкую зиму, да дружную вёсну».

В дореволюционной деревенской культуре символом Рождества и Нового года была не ель, а Рождественский сноп, он же Дидух,  Деда, символ плодородия. Последний сжатый сноп было принято не обмолачивать, а бережно хранить до зимы. С Рождественского Сочельника он, украшенный и принаряженный, стоял в красном углу избы, чтобы вечером накануне Нового года вместе с ватагой ряженых отправиться в путешествие по деревне.

Ряженые выходили щедровать только после заката солнца. Считалось, что в это время берут власть злые силы. Древний смысл ряжения – скрыв собственные лица страшными рожами, отпугнуть нечисть от человеческого жилья. Рядились парни и молодые мужчины, для девушек и молодых женщин участие в этом действе считалось неприличным. Обязательными персонажами ватаги были старик, горбун, цыган, медведь, козел и коза, журавель (парень на ходулях), солдат и т.п. В Сербии и Болгарии ряженые должны были громко кричать, стучать палками, бить в барабаны и бубны, чтобы отогнать нечистую силу уже наверняка!

Щедрый вечер - традиции и история

Одного из парней одевали в женское платье, обмазывали лицо жиром и сажей – это и была Маланка (в память о преподобной Мелании). Парой ей был Василь (в честь Василия Великого, покровителя первого дня Нового года) – самый высокий и крепкий из парней, обряженный в жениховские одежды. Переходя от дома к дому, ватажники разыгрывали шутовские ухаживания и женитьбу, пародию на настоящие свадебные обряды. Маланка в каждом доме лезла ко всем с поцелуями и, чтобы избавиться от ее назойливого внимания, хозяевам приходилось, не скупясь, одаривать веселых гостей в ответ на щедрицкие песни с пожеланиями добра и процветания.

В язычестве, плодородие земли и человека не разделялось, они как бы обеспечивали друг друга. Так и шутовская свадьба на Щедрик должна была принести свои плоды по осени богатым урожаем. Именно поэтому, обычно достаточно целомудренные деревенские нравы, в этот вечер допускали даже не двусмысленные, а откровенно непристойные танцы, частушки и представления.

И все это время из дома в дом торжественно переносили «Дидуха» или «Деда» — рождественский сноп, украшенный плетеньями и/или цветными ленточками.

Дидух

Дидух, как масленичная Кострома, должен был принять на себя все грехи, болезни и невзгоды крестьянина. Утром ватага ряженых, сбросив свои маски, отправлялась за околицу на перекресток дорог, где на восходе солнца Дидуха, как символ очищения, торжественно сжигали (опять аналогия с Костромой). В этот же костер бросали элементы маскарада: льняные бороды, тряпичный горб и т.п., а потом, через огонь прыгали, чтобы очиститься после «глумотворства» и общения с нечистой силой в новогоднюю ночь.

Еще одним символом плодородия во многих, в том числе и свадебных обрядах, является зерно. И в Щедриковском действе оно также присутствует. Прыгая через очистительный огонь, ватажники держат в руках торбочку или рукавицу с насыпанным туда семенным зерном. На утро Васильевого дня они отправляются по домам к близким родственникам, начиная с родителей и крестных. Входя в дом, поздравляют всех с наступившим новолетием, желают счастья и осыпают зерном — символом этого счастья, богатства, хорошего урожая.

Так, за ярким и шутливо-пародийным фасадом гуляний на Щедрый вечер, кроется глубокое, полное внутреннего содержания эпическое действо. Как в героических былинах или волшебных сказках.

Ну а дома щедровщиков ждал обильный стол с крепким вином, Богатой кутьей и непременным «кесарийским поросенком».

В этом виде можете послушать праздничные щедровки на русском языке.

В этом видео щедровки на украинском языке.

А в этом видео очень популярная на всех континентах песня Щедрик, которую поют разные исполнители на разных языках.

Оставьте комментарий